?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Arch


В мае мне довелось побывать в американском городе Сент-Луисе, знаменитом своей Аркой «Ворота Запада». Это и поныне крупнейший монумент в США, достигающий в высоту 192 метров. А спроектировал его еще в середине прошлого века финский архитектор Ээро Сааринен.

Это грандиозное металлическое сооружение на берегу Миссиссипи, ярко блестящее в солнечную погоду, символизирует собой проход американских поселенцев XIX века в западную часть континента. В то время Сент-Луис был своего рода «городом-воротами», основной перевалочной базой для неутомимых первооткрывателей.

В начале ХХ века американские власти решили создать на этом месте исторический мемориал памяти президента Томаса Джефферсона, который еще в 1804 году снарядил сюда первую исследовательскую экспедицию. Но быстрому созданию мемориала помешали Великая депрессия 1930-х годов и затем Вторая мировая война. В послевоенные годы к идее мемориала вернулись. Однако вопрос о том, как именно он должен выглядеть, порождал бурные споры.

В конкурсе, объявленном в 1948 году, приняли участие многие известные американские архитекторы. Но победу одержал тогда мало кому известный дизайнер Ээро Сааринен. Его проект сочетал в себе монументальность и лаконичность. Арка символизировала прорыв к новым пространствам, и в то же время — радугу начала новой эпохи.

Ээро Сааринена можно назвать достойным продолжателем архитектурной династии. Его отец, Элиель, в свое время спроектировал здание вокзала в Хельсинки, ставшее классикой стиля ар-деко. Ээро отличался более экспрессионистской манерой, но вместе с тем —стремлением к природным формам. По его проектам построены также здание Вашингтонского аэропорта им. Даллеса, которое напоминает крылья птицы, и каток в Йеле, похожий на огромного кита.

Во время строительства «Ворот Запада» архитектор настоял на том, чтобы они непременно были «живыми», т. е. их посетители могли подняться на их высшую точку. Но каким образом это осуществить? Далеко не всем было бы под силу одолеть более тысячи ступенек, а обычные лифты, учитывая изогнутую конструкцию Арки, не годились. Тогда Сааринен вместе с инженером Ричардом Баузером разработали оригинальную подъемную модель «карусельного» типа, напоминающую те, которые применяются на колесах обозрения. И теперь подъем внутри Арки к ее вершине занимает не более 4 минут, а с верхней смотровой площадки открывается впечатляющий вид на окружающие штаты — Миссури и Иллинойс…

Но, к сожалению, сам архитектор не дожил до открытия своего творения. Он скончался в 1961 году, а работы по возведению Арки завершились только в 1965-м. Но и поныне в магазине у этого знаменитого монумента на самых видных местах выставлены красочные альбомы с произведениями ее создателя.

Eero-Saarinen


http://www.kauppatie.com/2013/06-2013/rus-8.shtml