Фома Больший (rutopist) wrote,
Фома Больший
rutopist

Categories:

«Неистовый Виссарион» из Суоменлинны

Статья в "Финляндском Торговом Пути":

11 июня 2011 года литературная общественность отметила 200-летие со дня рождения Виссариона Григорьевича Белинского — философа, публициста и основателя русской литературной критики.





Однако многие из тех, кто вспомнил об этом юбилее, почему-то позабыли такой любопытный факт: знаменитый русский литератор родился в Финляндии. А именно — в крепости Свеаборг (Суоменлинна), где в то время его отец служил флотским врачом. И детство Белинского совпало как раз с первыми годами Великого княжества Финляндского.

Быть может, именно этот факт стал первым толчком к формированию его проницательной и весьма необычной личности?

Необычность Белинского в русской литературе 1830—40-х годов состояла как раз в его подчеркнутом европеизме, который весьма контрастировал с консервативной идеологией эпохи Николая I.

Вполне возможно, этими либеральными настроениями он «заразился» еще в раннем детстве, наблюдая особую жизнь Финляндии, которая, хотя и входила тогда в состав Российской империи, но сохраняла свою автономную конституцию и парламентское самоуправление. Современный поэт и публицист Алексей Широпаев именно поэтому называет Белинского «западником по рождению».

По причине мировоззренческой оппозиционности, Белинский в 1832 году был даже отчислен из Московского университета «за отсутствие способностей». Однако, с переездом в Петербург, он постепенно стал одним из «властителей дум» прогрессивной общественности. Широко разошлось его прозвище «неистовый Виссарион», возникшее у публики под впечатлением его острых статей о литературной и общественной жизни той эпохи.

Сегодня возникает некоторое историческое искажение — те годы принято считать чуть ли не «золотым веком» русской культуры, поскольку именно тогда жил и писал Пушкин. Однако в реальности Пушкин был далеко не общепризнанным гением, которым он стал после смерти. Консервативная публика считала поэта «слишком вольным» экспериментатором, а сама зачитывалась пустой охранительной беллетристикой — которая тогда считалась «талантливой», а сегодня имена ее авторов едва вспоминаются… Кроме того, в общественной жизни было модно демонстрировать абсолютную лояльность тогдашней «вертикали власти», а такие «смутьяны», как Белинский, беспощадно критиковали это «душевное рабство»…

Наиболее известной остается полемика Белинского с поздним Гоголем, который, к сожалению, отошел от своей гениальной сатиры «Ревизора» и «Мертвых душ» и к концу жизни стал проповедником официальной религиозности, принявшись оправдывать «данные от бога» российские традиции, вплоть до крепостного права. Эта эволюция великого писателя возмутила Белинского. В неподцензурном «Письме к Гоголю» (которое расходилось тогда по России как запрещенный «самиздат», а в легальной прессе было опубликовано лишь после революции 1905 года) Белинский утверждал: «Ей (России) нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а с здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение. А вместо этого она представляет собою ужасное зрелище… страны, где нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей».

Удивительное дело литературная критика! Написано в середине XIX века, а читается как про сегодняшний день…
Tags: литература, публикации
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments