Фома Больший (rutopist) wrote,
Фома Больший
rutopist

Нужен ли Карелии Национальный театр?

Пока путешествовал, в "Фин.торг.пути" вышла наша беседа с режиссером Сергеем Прониным:

В этом году в Петрозаводске случился серьезный театральный кризис, выплеснувшийся даже в политику.



Мы беседуем с известным карельским драматургом, режиссером и актером Сергеем Прониным, который с 2004 года возглавлял Национальный театр Карелии, но недавним министерским решением был отстранен от занимаемой должности. Однако письма в его поддержку со стороны карельской и финской театральной общественности продолжают поступать в правительство республики…

- Сергей Сергеевич, напомните пожалуйста предысторию этого конфликта.

- Весной этого года министр культуры Карелии Галина Брун выступила в местной прессе с идеей переселить Национальный театр в другое здание или «уплотнить» наш театр, разместив на нашей сцене труппу театра «Творческая мастерская». Его собственное помещение в филармонии было вдруг признано не соответствующим противопожарным требованиям, хотя за более, чем 20 лет его работы таких претензий не возникало. Нашу театральную общественность весьма удивило, что министр не пожелала решать этот вопрос напрямую с нами, но сделала ставку на сугубо административное давление.

Коллектив нашего театра выразил публичное недоверие действиям министерства культуры. В ответ к нам зачастили бесконечные министерские «проверки», но они могли убедиться лишь в том, что театр действует вполне успешно и играет ведущую роль в развитии национальных культур Карелии. Но видимо это развитие и художественная самобытность театра уже не вписываются в директивную природу нынешней властной «вертикали» и в схему «оптимизации культуры».

- Да, я помню, за годы Вашего руководства театр порадовал публику множеством уникальных спектаклей. Особенно мне запомнилась поставленная Вами как режиссером рок-опера «Бьярмия», где играли замечательные финские актеры. Во время ее постановок в зале постоянно был аншлаг, причем не только местной публики – послушать ее зрители специально приезжали из Петербурга, Москвы и других городов…

- Напомню еще и другие наши популярные постановки за это время – «Коробейники» и «Лемби» на основе карельского фольклора, мюзикл «Липериада» по мотивам повести классика финской литературы М.Лассила «За спичками», «Песни синего неба» и, конечно же, «Дело святое» на карельском языке и многие другие. Мы наладили широкое сотрудничество с европейскими, особенно финскими театрами. Словом, театр в творческом смысле переживал расцвет, но против административного произвола творчество бессильно…

Узнав о моем увольнении, из театра ушли ведущие наши актеры, корифеи театра – народный артист России Пекка Микшиев и народная артистка Карелии Виено Кеттунен. Они сказали, что «не желают присутствовать на похоронах Национального театра». Да, кстати, сменивший меня на директорском посту Арвид Зеланд вообще заявил, что и финские актеры нам более не нужны. Новый директор предложил вместо вживую звучащих со сцены финского и карельского языков внедрить услуги переводчиков. Если с этим согласиться, то получается, что артисты будут играть по-русски весь репертуар.

- Но в таком случае вообще утрачивается сама специфика Национального театра! Кроме того, забавный парадокс: человек с русским именем Сергей Пронин выступает за сохранение национальной специфики театра, а Арвид Зеланд стремится к русификации…

- В Карелии такое бывает… Конечно, если назначенный человек претендует кроме функций директора и на художественное руководство Национальным театром, то он обязан владеть одним из национальных языков. Иначе как же он сможет прослушивать постановки?

Кстати, нам неоднократно предъявлялась и такая нелепая претензия: мол, Национальный театр «не развивает русскую культуру Карелии». Но, простите, а что же вы сами сделали с Русским драматическим театром? Он закрыт вот уже несколько лет, их после реконструкции фактически выселили из собственного здания. Для «Творческой мастерской» также можно было бы подобрать иное помещение, раз уж филармония такая пожароопасная – но не за счет ущемления других театров. Фактически министерство культуры за последние годы своими руками сделало всё, чтобы театры в Петрозаводске оказались на грани уничтожения.

- Печальный, но закономерный вопрос – сохранит ли вообще Республика Карелия свою национальную специфику?

- Да, этим странным вопросом сегодня и мы все задаемся… Национальный Театр – это один из очагов культуры, вокруг него традиционно вращается местная творческая общественность, и с его «перепрофилированием» начнутся необратимые процессы в деле сохранения языков коренных народов. Кроме того, у нас еще в моду входит извращенно понятая толерантность – раньше в Карельском центре национальных культур преобладали представители коренных народов Карелии, а теперь их потеснили 35 новых различных национальных объединений! Никто не возражает против развития в Карелии самых разных культур – но у коренных народов богатых диаспор нет, они нуждаются в поддержке со стороны своей республики. Можно говорить много правильных слов о «многонациональной республике», но если развитие именно местных культур не будет приоритетом, Карелия вскоре просто перестанет быть Карелией…

- Есть ли у Вас надежды на сменившуюся республиканскую власть? И каковы Ваши творческие планы теперь уже в качестве независимого режиссера?

- Я продолжаю работать как драматург, намерен преподавать в Петрозаводской консерватории, получаю предложения о режиссерской работе из Петербурга и Финляндии, но пока не хочу никуда уезжать. Надеюсь, нам все же удастся создать единый центр финно-угорской культуры в Карелии. Я мечтал создать его на базе Национального театра Карелии…

Наш новый губернатор Андрей Витальевич Нелидов уже сделал несколько важных заявлений о необходимости поддержки карельской культуры, а также о том, что все основные решения власти должны проходить через «фильтр» общественности. Но к сожалению, письмо деятелей карельской культуры в защиту нашего театра, направленное ему еще в конце августа, до него, видимо, пока не дошло. Возможно, потому, что в его администрации продолжают занимать высокие посты прежние чиновники из министерства культуры? Но хотелось бы все же верить, что активность нового правительства будет подтверждена диалогом, и общественное доверие к власти будет восстановлено во имя процветания национальной культуры.
Tags: публикации
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments